image

25 Апр 2013

Главное – знать, куда ударить!

Сегодня я был свидетелем интереснейшего момента из работы опытного тракториста, «старой гвардии», как я их называю, той самой вымирающей касты трактористов, проработавших не один год еще в советских колхозах и совхозах, кто в любое время дня и ночи еще может на коленке разобрать и собрать любой отечественный трактор. Их, как и ветеранов войны, с каждым годом становится все меньше, а замещать их некому. Молодое поколение неохотно идет в трактористы и механизаторы.

Весна в этом году поздняя, местами на склонах холмов все еще лежит снег. Но погода в последнее время держится солнечная, многие поля уже высохли и готовы к весенне-полевым работам. Мы ехали на новом тракторе, когда посреди поля вдруг отказала гидравлическая система и борона перестала реагировать на команды тракториста из кабины. Ни один из рычагов, отвечающих за поднятие-опускание прицепного агрегата, не подавал признаков жизни. Остановив многотонную машину (240-сильный ХТЗ), тракторист выскочил из кабины и многозначительно сказал: «Интересное дело…» Проверив уровень масла и между делом подкрутив сочащийся маслом хомутик, он достал небольшой молоток и стал методично простукивать гидрораспределитель – маленькую металлическую коробочку на корме трактора, из которой выходит множество шлангов, соединенных с гидроцилиндрами, каждый из которых ответственен за поднятие того или иного механизма на бороне. Постучав по распределителю то в одном месте, то в другом, он залез в кабину и завел трактор. Поразительно, но после этих казалось бы бессмысленных постукиваний система вновь заработала и позволила закончить начатое. «Вот это профессионал, вот это мастер!» – думал я, сидя рядом в кабине. Как же приятно работать с такими людьми!

Этот случай напомнил мне другую удивительную историю более чем 150-летней давности. Владелец одной фабрики был чрезвычайно обеспокоен тем, что паровой генератор, который обеспечивал светом и энергией его завод, сильно вибрировал. Это очень сложная проблема, простого решения которой не существует и сейчас. Множество специалистов пытались починить генератор, но безуспешно.

«Время – деньги, – повторял про себя владелец фабрики, подсчитывая убытки из-за невыпущенной продукции. – Время – деньги».

И тут в его кабинет заглянул человек в синем комбинезоне механика.

– Я могу починить ваш котёл, сэр, — сказал он.

Фабрикант недоверчиво поднял брови: – Я приглашал лучших из лучших специалистов, и ни один не справился! Посмотрите на себя! У вас всего лишь маленькая сумка с инструментами, да и инструментов в ней, насколько могу судить, немного.

– Совершенно верно, сэр. Я взял только те инструменты, которые пригодятся для этой работы. Так вы позволите уладить вашу проблему?

Фабрикант не верил, что у рабочего что-нибудь получится, но терять ему было нечего. Он привел механика в помещение, где стоял котёл, а от него во все стороны отходило множество труб, соединявших генератор с цехами завода.

– Ну что ж, приступайте,  покровительственным тоном произнес фабрикант.

Механик спокойно вынул из сумки маленький резиновый молоток. Аккуратно и методично он начал простукивать участки машины – датчики давления, термостаты, подшипники… А закончив, вынул из сумки большой молоток. И несильно ударил им по одному из коленчатых соединений в одной из секций труб. Что-то сдвинулось, и паровой генератор перестал вибрировать.

– Изумительно! Изумительно! – воскликнул фабрикант. – Пришлите мне счёт. Удвойте свои расценки.

– В этом нет необходимости, сэр, – ответил механик.

Когда несколько дней спустя фабрикант получил счёт, то был ошеломлён. Сумма намного превышала его ожидания. 10000 фунтов стерлингов! Большие деньги по тем временам. Да, тем экспертам, которые безуспешно пытались исправить поломку, он заплатил гораздо больше – но ведь они и возились с машиной по несколько дней! И были представителями лучших компаний! А тут – простой рабочий за десять минут… Фабрикант распорядился запросить у механика подробную калькуляцию на оказанные услуги. Вскоре пришел ответ:

«10 минут простукивания – 1 фунт.

Знание того, куда ударить – 9999 фунтов.

Итого: 10000 фунтов».

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Оставить комментарий